75 лет Победы: история военного подвига воспитанницы Чебоксарского аэроклуба Жени Крутовой
В год 75-летия Великой Победы врио Главы Чувашии Олег Николаев подчеркнул важность сохранения истории о подвигах своих предков. В рамках этого Минспорт Чувашии публикует истории о спортсменах-воинах и тружениках тыла из Чувашии, чьи храбрость и мужество навсегда останутся в наших сердцах.
Сегодня в рамках проекта «Они сражались за Родину: спортсмены Чувашии в годы Великой Отечественной войны» мы расскажем о подвиге военного летчика, воспитанницы Чебоксарского аэроклуба имени Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского Евгении Сергеевны Крутовой, удостоенной двух орденов Отечественной войны I и II степени, ордена Красной Звезды.
Женя Крутова родилась в 1920 году в Саратовской области. В 1934 году после смерти отца семья переехала жить в Чебоксары. Здесь она окончила восемь классов в чебоксарской школе №1, но затем была вынуждена оставить школу, так как мать на свой небольшой заработок не могла учить всех троих детей. В 1937 году Женя поступила на курсы стенографии и машинописи.
В Чебоксарах был аэроклуб, где курсантами принимали и девушек. Продолжая учёбу на курсах стенографии, она начала заниматься и в аэроклубе имени Героя Советского Союза А. Ляпидевского. Преподаватель аэроклуба Пётр Шипунов рассказывал: «Женя Крутова поступила в аэроклуб в 1936 году. Днем летали, вечером изучали теорию. Женя особенно запомнилась мне. Она обычно сидела за первой партой, с жадностью ловила каждое слово преподавателя. Она беззаветно любила небо, была смелой, решительной. С утра до позднего вечера находилась она на летном поле — летала сама, учила летать других. И так до самой войны».
Как одну из лучших, Женю Крутову в 1938 году направили на учёбу в Коктебельскую школу летчиков-инструкторов. Через год вновь возвращается в Чебоксары уже инструктором-летчиком в аэроклуб, Женя обучила 21 курсанта.
В Великой Отечественной войне Женя Крутова участвовала с мая 1942 года в составе 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка на Южном, Закавказском и Северо-Кавказском фронтах.
Однополчанка Тамара Панькова рассказывала: «В разных переплетах бывала Крутова. Немногие летчицы могли сравниться с ней в мастерстве пилотирования и бомбометания. За образцовое выполнение очередного задания ее наградили орденом Красной Звезды. Люди тянулись к ней, как к огоньку. Когда наш полк удостоился гвардейского звания, обнимая девчат, Женя шутила: „Разве мы похожи на гвардейцев? У гвардейцев усищи, чубы и шпоры…“»
Женя очень любила поэзию. Известная летчица Герой Советского Союза М. Чечнева рассказывала, как во время отдыха Женя читала ей свои стихи: «Вспоминая, друг мой, годы боевые, Вспомни Дон широкий, желтую Куму, Жаркие денечки, боевые ночки, Вспомни, как бомбили черную чуму!..»
С мая 1943 года полк базировался на станице Ивановская. Оттуда в ночь с 31 июля на 1 августа и вылетел на боевое задание в составе эскадрильи Татьяны Макаровой экипаж Крутовой—Саликовой. В этоу роковую ночь полк потерял сразу четыре самолета, поскольку немецкое командование, чтобы пресечь постоянные ночные бомбардировки, направило против полка специальную группу ночных истребителей с подготовленными летчиками. Атака немецких истребителей стала полной неожиданностью для «Ночных ведьм». Немецкий ас Йозеф Коциок, кавалер Железного креста, умудрился сжечь в воздухе три бомбардировщика, а четвертый бомбардировщик был сбит зенитной артиллерией. В результате погибли 20-летняя гвардии младший лейтенант Анна Высоцкая и ее штурман 22-летняя младший лейтенант Галина Докутович, гвардии младший лейтенант 22-летняя Евгения Крутова и ее штурман Елена Саликова, Валентина Полунина и ее штурман 22-летняя Глафира Каширина, Софья Рогова со своим штурманом Евгенией Сухоруковой. Но потери полка лишь заставили «Ночных ведьм» воевать еще более ожесточенно. Немецкое командование, которое сначала воспринимало сведения о появлении в составе советской авиации целого женского авиационного полка как продукт советской пропаганды, стало бояться наших летчиц как огня. И это очень точное сравнение, поскольку в результате ударов с воздуха взрывались и дотла сгорали самые разные объекты немецкой военной инфраструктуры, от транспортов до штабов.
Рано оборвалась жизнь гвардии младшего лейтенанта Евгении Сергеевны Крутовой. Ей было всего двадцать два года. Спустя 20 лет в честь Жени Крутовой назвали улицу в самом молодом городе Чувашии - Новочебоксарске. Город только начинал строиться, для него самого тогда еще не придумали имя: просто город-спутник, но улица в честь Жени Крутовой, которая за свою короткую жизнь сделала 102 боевых вылета, уже была.
Похоронена Женя Крутова в братской могиле в селе Русское в Краснодарском каре.