75 лет Победы: рассказ о летчике-истребителе Александре Кочетове
В год 75-летия Великой Победы врио Главы Чувашии Олег Николаев подчеркнул важность сохранения истории о подвигах своих предков. В рамках этого Минспорт Чувашии продолжает публиковать истории спортсменов из Чувашии, доблестно защищавших Родину на фронтах Великой Отечественной войны.
Героем сегодняшнего повествования станет Герой Советского Союза, летчик-истребитель Александр Васильевич Кочетов, в послевоенные годы возглавлявший Чебоксарский стрелково-спортивный клуб.
Александр Васильевич родился 8 марта 1919 года в Алатыре в семье рабочего-железнодорожника. После восьмилетки юный Саша пошел по стопам отца и отучился в школе фабрично-заводского ученичества железнодорожного транспорта. После окончания он работал помощником машиниста и параллельно учился в Алатырском аэроклубе. Помощник машиниста Саша Кочетов не только нажил богатырские мышцы, он был отличным спортсменом, катался на коньках.
В 1938 году 19-летний Александр Кочетов был призван в ряды Красной Армии и направлен в Энгельсское военно-авиационное училище лётчиков, после окончания которого в 1940 году попал в истребительные части Киевского особого военного округа. С июня 1941 года зарекомендовал себя как отличный летчик-истребитель и был отозван в Москву, где в частях ПВО столицы прикрывал важные предприятия от вражеских налетов. С июля 1942 года Александр Васильевич участвовал в противовоздушной обороне Сталинграда в составе 629-го истребительского авиационного полка 102-й истребительской авиационной дивизии.
С апреля 1943 года старший лейтенант Александр Кочетов воевал в составе 43-го истребительного авиационного полка на Северном Кавказе. За проявленные в бою смелость, решительность, храбрость и мастерство был назначен командиром эскадрильи.
Об одном вылете Кочетов вспоминал:
«Со своим ведомым идём на высоте 5000 метров. Под нами большой аэродром противника. Мне приказали вести разведку. Ложусь на курс фотографирования. Хоть и прикрывает меня напарник, всё время приходится быть настороже. В районе Анапы воздух словно нашпигован фашистскими истребителями. И вот они тут как тут: 8 «Мессеров». Двое против восьми. Но не вижу напарника. Без боя не уйти. Закружилась смертельная карусель. Выхожу из лобовой атаки: фриц горит. В прицеле другой, но у меня в хвосте висят двое. Срываюсь в штопор. Пот застилает глаза. Твержу себе: надо выбраться, обязательно выбраться. Но я не просто веду бой: обороняюсь, нападаю. Я постепенно отхожу к своей территории. Горючего - совсем ничего. Снижаюсь до бреющего. Помогает солнце, оно слепит немцев. Так они «проводили» меня до Краснодара. Сел на первый наш аэродром. В конце пробега замер винт - горючее кончилось. Здесь мой самолёт заправили горючим, пополнили боезапас, осмотрели машину. И удивительно: после такой «карусели», когда, казалось, самолёты крыльями задевали один другого, ни одной пробоины, ни одной царапины. Ну что ж, повоюем ещё, Лейтенант!»
13 Апреля 1944 года стало для Кочетова самым знаменательным в жизни. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР первым в Краснознамённом 43-м истребительном авиаполку 8-й Воздушной армии Южного фронта командирам эскадрилий Александру Кочетову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А на другой день на торжественном построении авиаполка командир дивизии В. Т. Лисин вручил Александру Кочетову заслуженную награду.
Из наградного листа Героя Советского Союза А. В. Кочетова:
«В Отечественной войне против немецких захватчиков участвует с 22 Июня 1941 года на Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Кавказском и Южном фронтах. До Июля 1943 года вёл боевую работу в должности командира звена. С Июля 1943 года - в должности командира эскадрильи на передовых действующих аэродромах. За период боевой работы имеет 262 вылета, провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сбил 19 самолётов противника и 3 - в составе группы. Эскадрилья в боевых действиях за время его командования на Северо - Кавказском и Южном фронтах имеет 672 боевых вылета, проведено 293 воздушных боя, в которых уничтожено 50 самолётов противника».
В конце 1944 году лётчику был вручён именной самолёт «Як-9», построенный на средства председателя колхоза «Марс» Яльчикского района А.Г. Гаязова. На борту так и было написано – «От колхозника Гаязова А.Г.». Войну капитан Александр Кочетов закончил в составе 54-го гвардейского истребительного полка. В воздушных боях в небе Восточной Пруссии летчики его эскадрильи сбили еще 22 немецких самолёта. Свою последнюю победу Александр Васильевич одержал под Кёнигсбергом. Всего к маю 1945 года он совершил более 450 боевых вылетов, провел 120 воздушных боёв, сбил 34 самолёта лично и 8 – в группе.
В 1947 году Александр Кочетов был уволен в запас. Вернулся на родину, где сначала трудился заместителем начальника Алатырской школы паровозных машинистов, а затем – командиром звена Алатырского филиала аэроклуба ДОСААФ.
В 1955 году Александр Васильевич был призван во внутренние войска Министерства внутренних дел СССР, службу в которых он закончил в 1960 году в звании полковника. В 1961 году окончил историко-филологический факультет Чувашского педагогического института и возглавил Чебоксарскую радиотехническую школу, а с 1969 года - Чебоксарский стрелково-спортивный клуб. Был активным участником военно-патриотической и спортивной работы.
Скончался Александр Васильевич Кочетов 31 января 1994 года в Чебоксарах. Память о Герое Советского Союза, обладателе ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, трех орденов Отечественной войны 1-й степени навсегда останется в истории. Именем Александра Кочетова названы улицы в Алатыре и Чебоксарах, его имя также носит Чувашский кадетский корпус Приволжского федерального округа и строящийся при нем Региональный центр по хоккею.