Я ровесница женской спортивной ходьбы
Вот уж действительно олимпийская чемпионка 1996 года в спортивной ходьбе на 20 км Елена Николаева из Чебоксары семь раз отмерила, прежде чем один раз отрезала. Проходящий в Париже чемпионат мира стал для 37-летней спортсменки седьмым в ее карьере, но до сих пор она лишь однажды поднималась на пье-дестал почета: в 1995 году в Гетеборге Елена финишировала третьей. В Париже она наконец-то дошагала до победы, завоевав для российской команды первую золотую медаль на нынешнем чемпионате. После церемо-нии награждения Елена Николаева ответила на вопросы корреспондента газеты «Время новостей».
- Елена, на финише вы определили ближайшую преследовательницу – спортсменку из Ирландии на 42 (!) секунды.. Все остальные уступили вам более минуты. Был ли в этой связи какой-то тактический план накануне старта?
- Скорее его можно назвать стратегическим, и звучал он примерно так: сейчас или никогда! В моем возрасте уже нельзя разбрасываться попытками, поскольку следующей может и не быть. Я постаралась пройти дистанцию так, чтобы потом мне не в чем было себя упрекнуть.
- Как, простите, в 37 лет можно с таким чудовищным преимуществом обыгрывать 20-летних соперниц? Где вы набирались сил в нынешнем сезоне?
- Никаких новшеств в моей подготовке в этом году не было: как всегда, провела сбор в Киргизии, потом съездила в Кисловодск и практически во всеоружии была еще в мае, накануне Кубка Европы в Чебоксарах, поскольку эти соревнования помимо собственной значимости стали для нас отборочными на чемпионат ми-ра.
- Эквадорец Джефферсон Перес, вы игравший ходьбу на 20 км среди мужчин, сказал, что, готовясь к этому чемпионату, за последние несколько недель прошел более 5000 км. Сколько вы отмеряете за одну тренировку?
- За две тренировки в день я прохожу 25-30 км. В начале карьеры бывало и больше, но с возрастом стала себя чуть-чуть жалеть. А в принципе и раньше, и сейчас для меня главным барометром тренировочных нагрузок является собственное самочувствие.
- А когда, кстати, началась ваша спортивная карьера?
- Можно сказать, что я ровесница российской женской спортивной ходьбы, которая начала у нас зарождаться в самом начале 80-х годов. В восьмом классе в нашу чебоксарскую среднюю школу пришел учитель физкультуры, который сам занимался ходьбой, и стал активно насаждать свой любимый вид спорта среди самых способных, на его взгляд, учеников, в числе которых оказалась и я, поскольку неплохо бегала. Но в моем лице он встретил очень активное сопротивление, поскольку я не увидела поначалу в ходьбе ничего привлекательного для себя. Наверное, с позиций зрелищности это действительно не самый красивый вид спорта; многие, кстати, и сейчас не скрывают насмешливых улыбок даже в моем присутствии. Но я не обращаю внимания так же, как это делал школьный учитель, когда я старалась вся-чески показывать ему свою неприязнь к ходьбе. Мы нашли общий язык только после первых соревно-ваний, которые я выиграла и получила от этого удовольствие.
- Затем в вашей долгой карьере было еще много громких побед, в том числе и с Мировыми рекордами. Но вот что удивительно: на вашем счету есть серебряная медаль Олимпиады-92 в Барселоне, «золото» Игр-96 в Атланте и Игр добройволи-98 в Нью-Йорке, но лишь одна бронзовая награда за шесть выступлений на чемпионатах мира. Почему?
- Спросите о чем-нибудь полегче. Если бы я знала ответ на этот вопрос, наверное, сумела бы стать чемпионкой мира раньше. Мне катастрофически не везло на этих соревнованиях. Достаточно сказать, что именно на чемпионате мира, а точнее в 2001 году в Эдмонтоне, меня единственный раз за 23 года занятий ходьбой дисквалифицировали судьи за нарушение техники. В шоке тогда были даже мои зарубежные соперницы, не говоря уж обо мне. Не хочется вспоминать тот чемпионат, но там, может быть, я действи-тельно допустила несколько ошибок после годичного перерыва, вызванного трав мой, очень хотелось пройти быстро.
Конечно, когда Иванова почти с самого старта резко ушла вперед, можно было с этим смириться и сконцентрировать внимание только на серебряной медали. Но я решила до конца побороться за победу, и, видимо, увлеклась,
- Но здесь, в Париже, вы взяли убедительный реванш, причем в том же стиле. Что было самым сложным на трассе?
- Очень резкие повороты, требовавшие предельной страховки. Хорошо, что большую часть дистанции я преодолевала их в одиночестве.
- За десять дней до начала чемпиона та мира в Париже стояла дикая жара. Температура доходила до отметки 45 градусов, были человеческие жертвы. Вас не пугали эти сообщения?
- Конечно, меня они равнодушной не оставляли, но в моей жизни бывало всякое, и я привыкла соревноваться в любых условиях. Помню, на чемпионате мира 1987 года в Риме жара была такая, что девчонки падали в обморок за 100 метров до финиша.
- С 1992 года ваш муж Анатолий Николаев является «по совместительству» и вашим тренером. Вы чувствуете грань, после которой заканчивается, образно говоря, муж и начинается тренер?
- Нет. Мы чувствуем друг друга настолько, что стараемся не доводить дело до конфликтных ситуаций и переводить творческие разногласия в домашние ссоры. Впрочем, этих самых разногласий практически не бывает. Анатолий полностью доверяет моему профессионализму, поэтому я нередко выезжаю на тренировочные сборы одна.
- Но вы, насколько нам известно, к тому же являетесь депутатом Госсовета Чувашии. Разве кочевая жизнь профессиональной спортсменки способствует полноценной работе в депутатском крес
ле?
- Конечно, нет. Но я стараюсь по максимуму оправдывать доверие своих избирателей, когда оказываюсь в Чебоксарах. Домашний телефон в такие дни раскалывается от звонков. Люди обращаются в основ
ном с просьбами обеспечить их дома бесперебойной подачей газа и воды. Много претензий и по каче-ству дорог.
- Последнее вам как мастеру скоростной ходьбы, наверное, особенно близко?
- Нет, эта проблема волнует главным образом автомобилистов, а у меня прав нет. Нашу машину водит муж, а поскольку у него помимо меня есть большая группа учеников, стараюсь не отрывать его от тренировок. «Езжу» по городу на своих двоих, а чаще бегаю, поскольку времени всегда в обрез.
- На улицах Чебоксар вас узнают?
- Не то слово! После таких побед невозможно выйти из дома, но потом постепенно слава сходит на убыль до следующей громкой победы.
- Дети у вас есть?
- Четырнадцатилетняя дочь Аня, которую пока не увлекает спортивная ходьба. Пытается заниматься теннисом, но делает это очень уж нерегулярно, без высоких спортивных целей. Но мы еще не исключаем возможности ее появления в ходьбе, ведь я тоже начала поздновато.
- Ваша коллега по спортивному амплуа известная австралийка Кэрри Саксби участвовала в чемпионате мира 1999 года в 40 лет. Нет желания побить и этот рекорд?
- Я человек, который живет сегодняшним днем. Сейчас цель - Олимпийские игры в Афинах. Если удастся дотянуть до нее, будет очень здорово. А там посмотрим.