58-я СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
58-я СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 2005
(1) Международный год спорта и физического воспитания
Качество образования - один из ключевых компонентов и целей образования (ЕFА); существенный аспект качественного образования -это продвижение физического воспитания и спорта (РЕS). Однако этого нельзя достигнуть, если РЕS будет рассматриваться как второстепенный предмет в рамках образования каждой страны. Минимальные требования к качеству физического воспитания и спорта не могут быть выполнены на фоне уменьшения количества часов в учебном плане, неадекватных и недостаточных программ обучения, низкого статуса преподавателя и его чувства собственного достоинства в пределах систем образования.
(2) Цель
Цель Международного года спорта и физического воспитания - привлечь внимание к необходимости усиления роли, места и статуса РЕ§ в пределах систем образования и сделать существенный вклад в достижение качественного образования.
(3) Ценности
Ценности, отношения и поведение изменяются быстро во всем мире, и эти изменения затрагивают культурные и религиозные аспекты;
физическое воспитание и спорт могут действительно играть большую роль и оказывать мощное благотворное воздействие. Образование -одно из основных средств такого воздействия, требующее определенных обязательств и реальных действий от правительств, спортивных организаций, спортивных движений, профессионалов, педагогов и всех вовлеченных в это движение во всем мире.
(4) Структура
С началом глобализации, чтобы оживить и улучшить физическое воспитание и спорт, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выразил поддержку Специальной комиссии ООН во главе со специальным советником Адольфом Оги в создании условий и объединении усилий для повышения роли РЕS в деле укрепления мира. Опыт, приобретенный ранее Специальной комиссией, будет полезным для проведения Международного года спорта и физического воспитания. Правительства, как ожидается, обеспечат дальнейшее выполнение программы, осуществляя различные проекты и действия в течение 2005 года, чтобы выдвинуть на первый план фундаментальные ценности образования. Секретариат ООН в течение Международного года, при координировании усилий и инициатив, упростит распространение информации и осуществление задуманной программы.
НОРМАТИВНАЯ СТРУКТУРА
Практика физического воспитания и спорта -фундаментальное право для всех (Статья 1 из Международной хартии физического воспитания и спорта, ЮНЕСКО, 1978)
Право на образование - фундаментальное право каждого человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ СЕГОДНЯ. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ (ЕFА)
Образование для всех находится в ситуации, когда физическое воспитание и спорт рассматриваются как второстепенные (в терминах, статусе, месте и роли) в системе образования, несмотря на тот факт, что положение РЕ5 должным образом сформулировано и соответствует целям, установленным Мировым форумом образования в Дакаре.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР В ОБРАЗОВАНИИ
В январе 2003 года министры, ответственные за образование и спорт, признали физическое воспитание и спорт как существенный компонент качественного образования и обязались принять определенные меры в этом направлении.
ФАКТИЧЕСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА
• Сокращение времени, отведенного физическому воспитанию и спорту в образовательных программах.
• Ограниченные материальные и финансовые ресурсы.
• Неопределенное место РЕS в подавляющем большинстве стран.
• Отказ применять установленные законом адекватные меры для физического воспитания и спорта.
• Отрицательные воздействия на качество и эффективность образования мотивации преподавателей.
• Неадекватное обучение преподавателей и педагогов.
• Отказ от использования физического воспитания как направления, увеличивающего достижения в учебе и школьную посещаемость.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
• Ожирение.
• Сердечно-сосудистые болезни.
• Заболевания зубов.
• Остеопорозы и переломы костей. Неправильное питание и физическая бездеятельность - главные источники хронических болезней (WHOLFAO опытная консультация по предотвращению хронических болезней, 2003)
Пример 1
Пренебрежение физкультурой обходится системе здравоохранения дороже, чем вложение капитала в занятия физкультурой и спортом.
Пример 2
В Арубе, например, 60% детей в возрасте 9-12 лет страдают от избыточного веса, в то время как 50% этой группы не принимают никакого участия ни в одном из основных видов физической активности.
Пример 3
В 92% из 126 стран, где проводились исследования, лишь немногие фактически осуществляют установленные законом требования в области физкультуры и спорта.
Во многих областях, регионах мира физкультура воспринимается как сфера в образовании, менее важная для успешного будущего, чем академические предметы. Физкультуре отводится незначительное место в учебных планах.
ВКЛАД В ПРИОБРЕТЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ
Физкультура и спорт позволяют укреплять тело и чувство собственного достоинства, способствуют социализации личности и готовят людей к активной жизнедеятельности, чтобы конкурировать, выигрывать, сотрудничать и работать вместе.
Права человека, равенство и образование - важные проблемы, которые можно преподавать детям через физкультуру.
Акцент должен быть сделан на образовательном и этическом аспектах. В этом отношении ЮНЕСКО многое делает, чтобы внести вклад в развитие спорта и физкультуры, которые объединяют образовательные и этические ценности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ШКОЛЬНЫЕ УСПЕХИ
Многочисленные исследования показали, что, когда физическая активность включена в школьные учебные планы, общие показатели не снижаются; напротив, многие ученики улучшают свои показатели и способности приобретения интеллектуальных знаний.
Сравнение детей в возрасте 6-12 лет, занимающихся физической культурой пять часов в неделю, детьми того же возраста, не имеющими таких возможностей, показывает, что интеллектуальные способности первых значительно лучше.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Все мировые показатели и проведенные исследования говорят о том, что пренебрежение физической культурой и спортом обходится экономикам стран куда дороже, нежели ведение целенаправленной государственной политики и определенных ассигнований в эту область.
Доля спорта и досуга составляет 1,5% валого национального продукта (ВНП) в Европейском Союзе.
1 Великобритании, например, количество рабочих мест в области спорта и досуга больше, чем в автомобильной, сельскохозяйственной и других отраслях промышленности.
КАЧЕСТВЕННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Что нужно для качественного физического воспитания:
- хорошо обученные, квалифицированные преподаватели для начальных и средних школ;
- оборудование и место проведения занятий;
- поддержка преподавателей и школ;
- соответствующий учебный план.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВ И КОНСТРУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, IGOs И ДРУГИМИ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Празднование Международного года спорта и физического воспитания (2005 год) будет направлено на сплачивание и поддержку всех имеющихся возможностей, чтобы сделать Год эффективным и значимым.
Обширное общественное участие будет ключевым фактором в максимизировании значимости Года.
Главные события Года будут проходить на основе совместных усилий, выражающихся в различных формах товарищества и сотрудничества в мировом масштабе. По этой причине особенно важна степень участия неправительственных организаций, IGOs и других структур на всех уровнях.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ
Празднование Международного года спорта и физического воспитания охватывает относительно короткий период, поэтому необходимы общая мобилизация и скоординированность действий для достижения высокого уровня заинтересованности, в том числе средств информации и связи.
Кампания по привлечению внимания включает оглашение празднования Международного года спорта и физического воспитания на IV Конференции МINEPS в декабре 2004 года, на которой министры, ответственные за физкультуру и спорт, должны поделиться представлениями о том, как должна развиваться данная область.
Кампания будет включать взаимодействие со средствами информации, радиовещания, звуковые и видеопоказы, а также использование различных других средств, предназначенных для оптимизации освещения в печати Международного года физического воспитания и спорта-2005. Создание вебсайтов обеспечит публику непрерывной информацией и даст дополнительные возможности обеспечения ежедневной колонки обновленной информации от различных стран о действиях, организованных в рамках празднования Международного года, а также IV Международной конференции министерств и высших должностных лиц, ответственных за физкультуру и спорт (МINEPS).
ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ И ПРОЕКТОВ
Уроки, извлеченные из десятилетнего опыта празднования ООН по различным специфическим темам, предполагают, что приоритетом в проведении мероприятий должно быть воздействие на национальную повседневную жизнь, которая является главной целью Международного года физического воспитания и спорта.
Приоритет должен быть предоставлен действиям и проектам в уже проверенных областях сотрудничества с различными организациями в UNESCO и правительственными и неправительственными партнерами.
В частности, должно быть увеличено внимание к инновационным идеям, предложенным опытными партнерами.
Международный год спорта и физического воспитания будет представлен специальным лозунгом и эмблемой.
Культурное измерение физкультуры и спорта будет выражаться в продвижении национальных традиционных игр и видов спорта, которые представляют существенный аспект культурного наследия, которое должно охраняться и быть защищено.
Будут соблюдаться принципы равенства между мужчинами и женщинами, а также учитываться права инвалидов; определенные действия будут организованы с этой целью в течение празднования Международного года физического воспитания и спорта.
ПЕРСПЕКТИВЫ, ОЦЕНКА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Перспективы
Достижение международного взаимодействия с целью укрепления социо-образовательных измерений физкультуры и спорта.
Увеличение связей между общими и специальными целями физкультуры и спорта, помогающие определить их место на различных уровнях в системе образования.
Обеспечение положительного восприятия статуса и роли физкультуры и спорта в системах образования, осознания их важности на глобальном уровне.
Выдвижение на первый план взаимодействия между социо-образовательными, культурными аспектами, связанными с развитием спорта в обществе, и наличия положительного воздействия на население в национальном и международном отношении.
Оценка
Оценка всех действий и проектов, предпринятых в рамках Международного года, будет сделана. Получение информации об этом позволит Секретариату ООН подготовить детальное сообщение относительно сделанного в этом Году и его воздействии.
Проблемы физического воспитания и спорта, в особенности в пределах систем образования, будут отражены в сообщении об итогах празднования Года. Это сообщение должно быть представлено для экспертизы на Генеральной Ассамблее ООН в 2006 году.