Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики

18:15 Из доклада министра по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики Вячеслава Краснова на заседании коллегии Минспорта

18:15 Из доклада министра по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики Вячеслава Краснова на заседании коллегии Минспорта

Из доклада министра по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики Вячеслава Краснова «О ходе реализации Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы»:

 

Одним из приоритетных направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта является работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и организации управления отраслью. За последние 12 лет благодаря Президенту Чувашской Республики Н.В.Федорову в республике удалось  не только сохранить, но и поднять на более высокий уровень статус органа управления физической культурой и спортом.  Наряду с этим в республике большое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы развития отрасли. В Чувашской Республике одними из первых регионов России еще в 1994 году принят Закон «О физической культуре и спорте», принято несколько десятков нормативных документов, направленных на развитие отрасли. Самыми значимыми из которых являются республиканская комплексная программа развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни на 2003-2006 годы, указы Президента Чувашской Республики «О мерах государственной поддержки развития физической культуры, спорта и туризма в Чувашской Республике», «О дополнительных мерах по развитию массового спорта в Чувашской Республике», «О Годе молодежи и здорового образа жизни» и другие.

Сегодняшнее заседание коллегии министерства мы решили посвятить вопросу о ходе реализации одного из главных документов нашей отрасли – Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы. Обсудить, насколько нам удается реализовывать нашу программу, ее цели и задачи.

Эффективность реализации республиканской комплексной программы в первую очередь отражается на показателях развития нашей отрасли. Основным показателем является количество занимающихся физической культурой и спортом среди населения республики, которое по состоянию на начало текущего года составляет 256 тысяч человек против 237 тысяч человек на начало 2003 года или 19,7% против 17,7 % к общей численности населения республики при среднероссийском показателе 10-11%.

Продолжается работа по укреплению и развитию сети физкультурно-оздоровительных, спортивных баз и сооружений. На начало 2003 года в Чувашской Республике функционировала 3381 единица физкультурно-спортивных сооружений, а на начало текущего года – 3532 единицы. Соответственно повысился показатель единовременной пропускной способности спортивных сооружений, который сегодня составляет около 82 тыс. человек.

С 2003 по 2005 годы в период реализации республиканской комплексной программы на реконструкцию и строительство спортивных сооружений из республиканского бюджета освоены инвестиции на сумму 27 млн. 400 тысяч рублей, привлечены финансовые средства из федерального бюджета по адресной инвестиционной программе на сумму 62 млн. рублей.   

            В 2003 году завершено строительство и сдан в эксплуатацию Центр зимних видов спорта, произведены реконструкция и ремонт подведомственных учреждений министерства.

           На стадионе «Олимпийский» продолжается работа по реконструкции водопроводных сетей центральной арены, ведутся подготовительные работы по реконструкции беговых дорожек. В спортивном комплексе СДЮШОР №3 г. Новочебоксарска продолжается реконструкция открытого 50-метрового бассейна, в ледовом дворце СДЮШОР №4 по хоккею с шайбой г.Новочебоксарска - по реконструкции ледового поля.

Несмотря на имеющуюся материально-техническую базу спортивных сооружений и внимание, которое уделяется ее развитию, мы должны признать, что техническое состояние и материальная база спортсооружений, в особенности в сельской местности, сегодня находится в ненадлежащем состоянии.  Например, материальная база детско-юношеских спортивных школ в Батыревском, Комсомольском, Цивильском, Шемуршинском районах не просто не соответствуют современным требованиям, а находятся крайне в плачевном состоянии. В первую очередь, я хотел бы здесь отметить роль руководителя органа местного самоуправления. Как говорится, все познается в сравнении. Есть примеры, где инициативой и вниманием руководства района возводятся новые спортивные объекты. Так, в Яльчикском районе в этом году введен в эксплуатацию Дом спорта. Администрацией Канашского района капитально отремонтирована детско-юношеская спортивная школа, заброшенный Дом культуры в с. Новое Урюмово реконструирован  в центр культуры и спорта со спортивным залом, отремонтированы все спортивные залы района, в д. Асхва построена комплексная спортивная площадка. В общей сложности за последние 3 года из муниципального бюджета Канашского района на укрепление спортивных сооружений выделены более 10 млн. рублей.

 

В пос. Кугеси Чебоксарского района в рамках подготовки к проведению V Всероссийских летних сельских спортивных игр в 2004 году построен стадион, являющийся сегодня лучшим сельским стадионом и на строительство которого из муниципального бюджета выделена немалая сумма - 8 млн. рублей.

В селе Старые Айбеси Алатырского района введен в эксплуатацию новый спортивный зал, проведена реконструкция стадиона в с. Атрать.

В этом году постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики принята подпрограмма «Строительство физкультурно-спортивных комплексов в Чувашской Республике на период до 2010 года» республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни, реализация которой позволит построить с привлечением федеральных, республиканских и муниципальных финансовых средств современных физкультурно-спортивных комплексов практически в каждом городе и сельском районе. Строительство данных комплексов должно улучшить показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями и тем самым активизировать спортивно-массовую работу по месту жительства населения. 

В настоящее время в рамках данной подпрограммы активно начато строительство физкультурно-спортивного комплекса с плавательным бассейном в с. Шихазаны Канашского района, также в городах Алатырь, Шумерля. Приятно, что инициативой успешно функционирующих коммерческих предприятий в республике возводятся спортивные объекты. В пос. Вурнары в этом году ко Дню Республики сдан современный физкультурно-спортивный комплекс, с которым я думаю, все сегодня ознакомятся, в с. Красноармейское также проведена большая часть работы по строительству ФСК.

Здесь я хотел бы обратиться к главам администраций городов и районов и призвать к более активной позиции в решении вопросов по строительству спортивных комплексов. 

В республиканской комплексной программе большое внимание уделено развитию новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на предприятиях, в организациях всех форм собственности и по месту жительства.

В последние годы активизировалась физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства населения. Стало традицией проведение в городах и районах спортивно-оздоровительных мероприятий с массовым участием всех групп населения по их месту жительства. Проводятся соревнования по зрелищным видам спорта как футбол, волейбол, легкоатлетическая эстафета, в сельских районах проводятся спартакиады сельских администраций.

В городах и районах активно создаются физкультурно-спортивные объединения по месту жительства. Если на начало 2003 года в республике функционировало около 90 клубов физкультурно-спортивной направленности, то на сегодняшний день данная цифра удвоилась, и по данным органов местного самоуправления сегодня работают 198 объединений по месту жительства с численностью занимающихся физкультурно-спортивными занятиями свыше 36 тысяч человек.

В целях выявления лучших спортивных клубов и их поощрения Минспортом Чувашии ежегодно проводится республиканский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и учебы и обеспечивает их участие во Всероссийском смотре-конкурсе, где спортивные клубы республики не раз становились победителями и удостоились денежных вознаграждений.

К сожалению, многие физкультурно-спортивные объединения не имеют соответствующей материальной базы, спортивного инвентаря, и большинство из них официально не зарегистрированы. И на это тоже есть объективные причины.

Вопрос совершенствования организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства населения требует решения на федеральном уровне. Сегодня в стране отсутствует эффективный механизм, как финансирование этой работы, так и ее организационные условия. Несмотря на это, имеется положительный опыт в ряде районов и городов, но в целом это одна из самых острых проблем не только в нашей республике, но по всей стране.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашей отрасли является физкультурно-спортивная и оздоровительная работа среди трудящихся.  Здесь, как и у физкультурно-спортивной работы по месту жительства населения, не отработан механизм государственной поддержки. Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности. Для решения этих задач необходимо:

- провести мониторинг состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих;

- обеспечить включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственной обусловленной заболеваемости;

- разработать и принять руководством предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;

- создать законодательную и нормативную базу для направления средств предприятий и организаций на мероприятия по оздоровлению населения.

Вошло в традицию проведение в республике отраслевых спартакиад. Так, Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики в течение года проводится спартакиада работников агропромышленного комплекса, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики -физкультурно-спортивная Спартакиада работников транспорта и дорожного хозяйства по различным видам спорта. Также организовываются отраслевые спартакиады среди работников здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер.

            В 2004 году Минспортом Чувашии проведен республиканский смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди трудящихся. К сожалению, участие предприятий, организаций в смотре-конкурсе было не очень активным. На предприятиях «Водоканал», «Теплосеть», «Чебоксарское троллейбусное управление» г.Чебоксары, «Новочебоксарские электрические сети» г.Новочебоксарска и ряде других городских предприятий налажена система физкультурно-спортивной работы с трудящимися, их послетрудовое восстановление. Предприятие «Водоканал» г. Чебоксары, признанное победителем республиканского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы, располагает собственной материально-технической базой для укрепления здоровья трудящихся. Имеет лыжную базу, спортивный зал, восстановительный центр. В течение года здесь активно проводится спартакиада работников предприятия по различным видам спорта.

            Худшая обстановка по организации физкультурно-спортивной работы сложилась с сельскохозяйственными предприятиями, на что в первую очередь сказалось произошедшее в 90-х годах изменение форм собственности, реорганизация и обвальный сброс сельскохозяйственного производства, в условиях экономического спада. По сей день ситуация с сельскохозяйственными предприятиями является одной из тяжелейших, поэтому, наверное, вопрос о физкультурно-спортивной работе с трудящимися отходится на задний план. Несмотря на экономические трудности, я считаю, что вопрос оздоровления трудящихся, их привлечение к физкультурно-спортивным занятиям и здоровому образу жизни должны стать одним из приоритетных направлений деятельности предприятий, организаций в целях повышения работоспособности трудящихся, что в конечном итоге должно отразиться на их качественном и эффективном труде.

Во многих районах проводится активная физкультурно-спортивная работа среди трудящихся. Организовываются спартакиады и соревнования по различным видам спорта среди предприятий, организаций. Неплохо поставлена работа в данном направлении администрациями Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Красноармейского, Моргаушского, Урмарского, Чебоксарского  районов, г.Шумерля.

В развитии сельского физкультурно-спортивного движения  немаловажное значение имеет воссозданное республиканское спортивное общество «Урожай». Проведение республиканских зимних и летних сельских спортивных игр, чемпионатов общества «Урожай» по видам спорта, спартакиада работников агропромышленного комплекса способствуют развитию физической культуры и спорта на селе.

К сожалению, организацию работы районных отделений данного спортивного общества на сегодняшний день можно назвать  неудовлетворительной.

В настоящее время в условиях кардинальной перестройки политической, экономической, социальной жизни в стране спорт занимает достойное место в обществе.

Самым значимым спортивным событием 2004 года были XXVIII летние Олимпийские игры, которые проводились в августе в г. Афины (Греция). Девять спортсменов Чувашской Республики приняли участие в самых главных стартах четырехлетия. Впервые в истории спорта республики в Олимпийских играх участвовало  большое количество спортсменов – 9 человек: серебряный призер в спортивной ходьбе на 20 км Олимпиада Иванова, Владимир Андреев (спортивная ходьба 20 км, 7 место), Елена Николаева (спортивная ходьба 20 км, 17 место), Лидия Григорьева (бег 10 000 м, 8 место), Людмила Петрова (марафон, 8 место), Светлана Захарова (марафон, 9 место), Альбина Иванова (марафон, 40 место), Ольга Егорова (бег 1500 м, 11 место), Ирина Калентьева (маунтинбайк, 13 место).

Результаты участия сборных команд в Олимпийских играх рассматриваются как важнейшие события общенационального масштаба.

Олимпиада 2004 года в Греции показала, что победы наших спортсменов поднимают авторитет Чувашии, России на международной арене и вселяют чувство национальной гордости в сердца миллионов людей.

В настоящее время в составы сборных команд страны по видам спорта  входят  104  спортсмена Чувашской Республики по 9 видам спорта,  в 2003-2004 году  - 101 спортсмен по 12 видам спорта,  в  2002  году -  87 спортсменов по 11 видам.

Ежегодно спортсмены Чувашской Республики в составе сборных команд России по видам спорта проходят учебно-тренировочные сборы. В 2003 году УТС прошли 284 спортсмена, в 2004 году - 310 спортсменов, за 9 месяцев 2005 года - 211 спортсменов. Республиканские учебно-тренировочные сборы прошли в 2003 году - 1555 спортсменов, в 2004 году - 1702 спортсмена, за 9 месяцев 2005 года - 1040 спортсменов.



21 октября 2005
00:00
Поделиться