Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики

На заседании коллегии Росспорта рассмотрен вопрос о государственном регулировании в спорте

На заседании коллегии Федерального агентства по физической культуре и спорту рассмотрен вопрос «О государственном регулировании в спорте». С докладом выступил начальник Правового управления Андрей Шаповалов.

Докладчик отметил, что система государственного регулирования в спорте уже 14 лет находится в стадии реформирования. Попытки законодательно закрепить институты государственного регулирования носили бессистемный характер. Принятый в 1999 году Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не стал в этом роде определяющим.

В настоящее время схема государственного регулирования выглядит так:

признание видов спорта и спортивных дисциплин – всероссийский реестр видов спорта – аккредитация федераций по видам спорта – Единый календарный план всероссийских и международных мероприятий – единая Всероссийская спортивная классификация.

Из этой цепочки статус только одного института не вызывает сомнений – аккредитация федераций по видам спорта. Он законодательно урегулирован на уровне постановления Правительства Российской Федерации. Все остальные институты имеют существенные юридические изъяны. Это обстоятельство предопределило необходимость разработки нового федерального закона о физической культуре и спорте. Разработка этого документа шла тяжело. Всего было подготовлено шесть вариантов законопроекта.

В новой редакции закона четко объясняется, что такое физическая культура и спорт, закрепляются принципиально новые полномочия Росспорта как органа управления физической культурой и спортом в России, а также органов управления спортивной отраслью на региональном и местном уровнях. Сформулированы такие понятия, как Всероссийский реестр видов спорта, признания видов спорта и спортивных дисциплин, официальные спортивные мероприятия, национальный вид спорта, паралимпийское и сурдлимпийское движения, правила соревнований.

Одним из основных вопросов, который призван урегулировать закон о спорте, является взаимодействие органов государственной власти и физкультурно-спортивных объединений и организаций. Ни в одной другой отрасли нет такого тесного сплетения государственного и общественного. Эта специфика обусловлена тем, что исторически спорт развивался добровольцами, которые работали на общественных началах.

Существующие требования к аккредитуемым общероссийским общественным объединениям не позволяют Росспорту эффективно влиять на процессы, происходящие внутри федераций. Учитывая, что деятельность федераций в первую очередь регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях», к таким организациям не могут быть установлены требования экономического характера (а ведь вопрос источников финансирования развития того или иного вида спорта является ключевым), требования по структуре внутренней организации и органам управления. Таким образом, усовершенствовать процедуру аккредитации на практике невозможно.

В соответствии с документами Европейского союза представляется целесообразным в сфере российской физической культуры и спорта развивать аналогичные механизмы. Речь идет о создании пирамидальной структуры национальных федераций по видам спорта.

В законодательство должно быть внесено изменение, предусматривающее выделение федераций по видам спорта в отдельный вид общественных организаций, что позволит более четко прописать их права и обязанности.

Эффективность системы государственного регулирования в спорте во многом зависит от правильного распределения функций между органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Основное средство развития спорта – проведение спортмероприятий, поэтому полномочие по их проведению должно быть закреплено и за органами государственной власти, и за органами местного самоуправления. Необходимо только разграничить уровень спортивных мероприятий. Вместе с тем, полномочия этих органов не исчерпываются только проведением спортивных мероприятий. Еще одна важная задача – подготовка своих сборных команд для выступлений на соревнованиях более высокого уровня.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» отсутствует понятие «массовая физическая культура». Вместе с тем, понятие «спортсмен» подразделяется на три вида: спортсмен-любитель, спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал. Следуя логике, предлагается под понятием «массовый спорт» подразумевать «спорт массовых разрядов».

«Впереди долгая и кропотливая работа по анализу процессов регулирования в спорте, подготовка целого ряда нормативных правовых актов, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных актов Росспорта», - заключил А.Шаповалов.



26 октября 2005
00:00
Поделиться
;