Наш человек в Монреале. Вячеслава Фетисова прочат в вице-президенты могущественного Всемирного антидопингового агентства
Двадцатого ноября в Монреале (Канада) пройдут выборы вице-президента Всемирного антидопингового агентства (WADA). Одним из реальных претендентов на этот пост является глава Росспорта, член совета учредителей WADA Вячеслав Фетисов. О том, зачем это нужно России и каким может быть ее вклад в борьбу с допингом, "Итогам" рассказал сам кандидат.
- Вячеслав Александрович, зачем вам это? Неужто проблем отечественного спорта мало?
- За последние три-четыре года спортивные позиции России на международной арене заметно усилились. Об этом говорят не только успехи наших спортсменов на зимней Олимпиаде в Турине или впечатляющие выступления легкоатлетов этим летом, но и все более активное участие наших представителей в работе международных спортивных организаций. У нас установились хорошие рабочие отношения и с Международным олимпийским комитетом (МОК), и с международными федерациями и другими организациями, в том числе и с WADA. Надо признать, Россия не сказала своего слова еще в 1999 году, когда WADA проводило учредительный саммит и когда формировались ее руководящие органы и принимались уставные документы. Но мы никак не могли оставаться в стороне! Чтобы исправить положение и укрепить позиции России в WADA, в декабре 2002 года в Москве было проведено совещание международной межправительственной консультативной группы по вопросам антидопинга в спорте. С тех пор наше сотрудничество с WADA стало постоянным. Мы проводим консультативные встречи, наши специалисты регулярно обмениваются опытом на международных семинарах и симпозиумах... Вполне логично мы подошли к тому, чтобы предложить WADA свою программу. Это еще одно доказательство того, что мы перестали чувствовать себя на обочине международного спортивного движения: к мнению России прислушиваются.
- Безусловно, для России престижно выставить своего кандидата на выборах вице-президента столь могущественной организации, как WADA. Но чем же может привлечь членов агентства наша программа?
- Мы предложили системный и комплексный подход. Необходимо учесть огромный европейский опыт в борьбе с допингом, вовлечь в процесс крупнейшие профессиональные лиги. Мы собираемся серьезно взяться за стратегические направления. Это и предупреждение генного допинга, который, если им не заниматься, может изменить весь современный спорт. Через несколько лет практически любая генно-инженерная лаборатория будет способна воспроизвести искусственные вирусы и другие носители "допинговых" генов. Без срочного диалога с научным сообществом эту проблему не решить. У нас есть ученые, которые могут возглавить эту работу. Далее. Необходимо унифицировать законодательство разных стран в части, касающейся борьбы с допингом. Нужно ликвидировать так называемые белые пятна: можно сколько угодно доводить до совершенства антидопинговые службы, но если в соседней стране их нет совсем и никто никого не проверяет, все усилия пойдут впустую. Так что программу WADA по ликвидации белых пятен необходимо усилить. Наконец, следует скоординировать работу не только антидопинговых организаций, но и правительств для пресечения допинг-трафика. По данным Интерпола, одна из главных проблем - экспорт необходимых субстанций из Азии, там работают десятки заводов - производителей анаболических стероидов. Крайне важны и информационно-просветительская деятельность WADA, хороший контакт со спортсменами, чтобы они понимали, какой вред допинг может нанести их здоровью и карьере. Собственно, мы этим занимаемся в комиссии атлетов WADA, которую я сейчас возглавляю. По большому счету, надо создавать целую структуру, которая будет заниматься всеми вопросами соблюдения всемирной антидопинговой конвенции ЮНЕСКО и может "прописаться", к примеру, в Париже.
- На пост президента часто выдвигается уже работающий вице-президент. Если вас изберут вторым лицом WADA, можно ли это рассматривать как шаг к президентскому креслу?
- Поживем - увидим. Давайте не будем забегать вперед.
- Откуда вы собираетесь брать средства на реализацию вашей программы? Одно только предотвращение генного допинга может обойтись в десятки миллионов долларов...
- Правила игры хорошо известны. Половина бюджета WADA поступает от МОК, другая половина - взносы правительств государств, подписавших антидопинговую конвенцию. К примеру, взнос России составляет около 500 тысяч долларов в год. Что касается генного допинга, то это большая проблема. Мы надеемся, что нашими партнерами станут крупнейшие фармацевтические компании и концерны с многомиллионными оборотами. Они тоже заинтересованы в наведении порядка в этой области. Ведь помимо запрещенных веществ есть еще средства-восстановители, без которых современный спорт высших достижений тоже существовать не может. Восстановители - это, безусловно, хороший бизнес, часть выручки от которого могла бы быть направлена на борьбу с генным допингом. Так что мы надеемся и на привлечение внебюджетных средств.