В пятизвёздочном лесу
Что мешает нашему региону стать туристическим центром Поволжья?
Менталитет и недостаток знаний, считает заместитель директора по науке Центра перспективных экономических исследований Академии наук Татарстана Артем Здунов. Говоря о менталитете, он привел результаты маркетингового анализа, в котором «невыполнение намеченных планов», «нетерпеливость» и «нереалистичность» названы угрозами развития турбиз-неса. По его мнению, эти черты характера относятся и к чувашам, и к татарам — вообще ко всем жителям ПФО. Что же касается знаний, то тут речь идет как о неумении местных туроператоров формировать имидж региона, так и о слабом информировании потенциальных туристов. Необходима единая база данных, хотя бы для регионов Поволжья, сказал эксперт из Казани в интервью «ЧН».
— Артем Алексеевич, зачем создавать базу, когда можно просто выйти в интернет, задать в поисковике ключевое слово и вся информация будет как на ладони?
— Да, если вы ищете зарубежный курорт. Что касается отдыха в российской провинции — здесь сведения очень скупые. Необходим единый ресурс, в который региональные туроператоры, санатории, спортивные базы, гостиницы, развлекательные центры, музеи — все, кто занимается нашим отдыхом, здоровьем и досугом — смогут разместить информацию о себе. На самом деле людей интересуют простые вещи: где они могут отдохнуть, как туда добраться, что они там увидят, чем могут заняться и дорого ли это будет стоить? Это минимум. Те, кто отдыхал за границей, например, в Египте, наверное, листали яркие каталоги. В них кратко представлено все, чем богата страна: климат, пейзаж, национальный колорит, пляжи, прейскуранты, телефоны медслужб и такси, адреса, где можно «без обмана» поменять валюту или вкусно и недорого поесть. Поволжье в сравнении с тем же Египтом — терра инкогнита. У нас таких полноценных изданий и сайтов практически нет. Туристы о наших богатствах знают ничтожно мало — только со слов знакомых, которые уже отдохнули в наших краях.
— Идея хорошая, кто бы взялся за ее воплощение.
— Ассоциации туристических компаний. В этом они заинтересованы в первую очередь. Например, у вас в республике есть хорошие санатории и горнолыжная база, которые сумели уйти от совкового сервиса. Потому там всегда, несмотря на высокие цены на проживание и медицинские услуги, есть отдыхающие. Могу сказать, на ваших зеленых курортах любят проводить отпуска жители промышленного Татарстана и загазованной Москвы. Чувашское Заволжье особенно популярно среди семей с детьми — у вас мягкий климат, под который организму не нужно адаптироваться. Лично я приезжаю с друзьями покататься на горных лыжах в туристическую деревню Наргиз.
— Как бы нам еще заманить иностранцев? Тех же пенсионеров из Германии, они ведь народ привередливый.
— Вы правы, зеленый регион, два месяца мягкого лета — этого для интуристов недостаточно. Просто в лес они не приедут. Это должен быть лес с пятизвездочным комфортом. Там должны быть горнолыжный спуск, поле для гольфа, конюшня, аквапарк, яхты.
Другой способ привлечь иностранные потоки—деловой туризм. Простой пример — Чебоксарский экономический форум. Я вообще склонен привязывать туризм к экономике региона. Если регион инвестиционно привлекательный.
он становится центром притяжения для деловых кругов и гостей.
— Вы посмотрели Чебоксары? Свежим взглядом эксперта оцените его туристические возможности.
— В вашем городе я бываю часто, но проездом. Можно сказать, турист одного дня. Город ухоженный, зеленый. Вы умеет встречать гостей — чувашскими песнями и плясками в порту и на вокзале. Но скажите, где ваше пиво? Экологически чистое, без консервантов. В Чебоксарах я не нашел его ни в одном магазине—везде импортное. Зачем мне немецкое, когда я хочу чувашское. Куда вы его деваете? То же самое с кухней. Что-то национальное у вас сложно попробовать. Сытый турист — довольный турист.