Выходим на Волжский Путь
Станут ли регионы Поволжья единой зоной отдыха? Ответ на этот вопрос попытались найти участники конференции «Развитие внутреннего туризма в России и за рубежом: наука и практика», которая прошла в рамках II Чебоксарского экономического форума.
Обсуждение началось с давно зреющего в головах туристических менеджеров проекта «Великий Волжский Путь». Он пролегает в том числе через Чувашию и ее столицу. И сулит для развития внутреннего и въездного туризма огромные возможности. Напомним, проект был подготовлен экспертами Евросоюза еще два года назад.
— При успешном выполнении рекомендаций экспертов в «сердце Волги» к 2018 году ожидается увеличение пассажирооборота на круизах до 320% —это 200 тысяч туристов, — уточнил начальник научно-исследовательского центра чебоксарского филиала Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета Г. Белов. — Предполагается, что более 100 тыс. человек из них будут останавливаться на чувашской земле не менее чем на сутки, то есть с ночевкой.
Однако пока существующая инфраструктура и индустрия туризма в Чебоксарах и пригородах не в состоянии принять и обслужить на высоком уровне такое количество туристов. Нужно разработать механизм стратегического планирования инвестиций в развитие Волжского Пути, размер которых уже сегодня измеряется в миллиардах евро.
О неутешительном состоянии санаториев, профилакториев и баз отдыха говорил его коллега А. Гаценбиллер. В его докладе, опубликованном на сайте Минэкономразвития, читаем: «В период с 1995 по 2004 годы в этой сфере закрыто или перепрофилировано значительное число природно-рекреационных учреждений. По данным Российского союза туриндустрии, в большей степени уменьшилось количество санаториев-профилакториев — почти в 3 раза, турбаз — в 2,3, общая численность отдыхающих — в 4». Лишь в начале 2000-х годов в республике наметились позитивные тенденции: санатории и профилактории начали пользоваться спросом, особенно у москвичей и жителей других мегаполисов. Рост числа отдыхающих в 2007 году по сравнению с 2002 годом составил 173%. Желающих поправить свое здоровье в наших краях не отпугивает даже стоимость услуг, сопоставимая с отдыхом на Средиземном море (Турция, Кипр).
Однако говорить о туристической привлекательности волжских берегов еще рано, признали участники конференции. Например, для тех же экскурсантов, сходящих на пару часов с круизных теплоходов, у нас недостаточно проработаны маршруты, система развлечений с национальными изюминками, мало указателей на английском языке, да и горожане, увы, слабо владеют иностранным. Именно из этих мелочей и складывается туристическая привлекательность. В итоге мы теряем целый сектор экономики.
— Меня пригласили порыбачить на Волге. Очень понравилось. Но удивило, почему вы не организуете рыболовные туры? — развел руками консул Республики Намибия в России Тео Грюнвальд. — Закинуть спиннинг в живописном месте, поймать хорошую рыбу — в нашей стране за такое удовольствие туристы готовы платить большие деньги.
Свой пример успешного туристического бизнеса предложил представитель чешского курортного бизнеса Теодор Штофира.
— В маленькой Чехии туристов больше, чем местного населения. У нас нет какой-то особенной природы, но у нас есть древняя культура, качественное образование, хорошая кухня. Эта сфера бизнеса является одной из значимых в экономике страны, — подчеркнул он.