Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики

Призываю всех заниматься спортом. Это здорово!

Александр Сироткин родился в 1964 году в Заволжске Ивановской области. Родители работали на местном химическом заводе. Когда в 1966-м Чебоксарский химкомбинат объявил набор специалистов, они приехали в город-спутник.

— Расскажите, Александр Валерьевич, как прошли детство, юность, какие моменты того времени больше всего запомнились?

— Нас у родителей было двое, я ходил в детский сад № 4, затем в пятую школу. К тому времени нашей семье выделили двухкомнатную квартиру, позже мы переехали в трехкомнатную.

Я учился в нескольких школах — в шестой, восьмой, девятой, потом вновь вернулся в шестую, поскольку занимался там в секции по волейболу. Тогда директором работал Владислав Гаврилович Надеждин. Кстати, он мне дал характеристику для вступления в комсомол. Вообще, директор всячески поощрял нас. В школе организовал спортивный класс — детей туда набирали со всего города. С ними занимались тренеры по борьбе, легкой атлетике. И с нами тоже. Мы посещали бассейн в восьмой школе.

А как мы интересно жили! Я был секретарем комсомольской организации, членом горкома ВЛКСМ. Мы ездили на соревнования, которые проходили в разных городах страны. За поездки денег с родителей не собирали, раз в год нам выдавали бесплатно спортивную форму. А в школе было двухразовое питание, платили 40 копеек в день.

В 1982 году после окончания школы поступал в Московский государственный технический университет имени Баумана, но не прошел по конкурсу. С этими же оценками меня приняли в Чувашский госуниверситет на электротехнический факультет по специальности “Автоматика и телемеханика”. В год, когда окончил первый курс, отменили отсрочку, и я пошел служить в армию. Попал на ядерный полигон в Семипалатинск. Кстати, и брат, окончив Московский автодорожный институт, тоже служил в Казахстане, на Байконуре.

— Две зимы, две весны, и снова студент?

— Демобилизовался в мае, до начала учебного года решил поработать, устроился на “Химпром”. Завод меня и направил на учебу со стипендией. Все летние каникулы трудился слесарем-наладчиком, продолжал заниматься волейболом, выступал за команду Новочебоксарска в первенстве России — это уровень первой лиги чемпионата России.

— Когда связали себя узами Гименея?

— Будучи студентом. Познакомился с будущей супругой благодаря волейболу. На чемпионат республики поболеть за своих ребят она приехала из Новочебоксарска. Потом ходили на дискотеки, их устраивали тогда в роще. Пьяной молодежи не было, пивом вообще никто не увлекался. А вот народные дружинники, комсомольские отряды дежурили.

Сравнивая своих детей с молодежью моего времени, прихожу к выводу — мы жили беззаботно, ко всему относились проще, у нас была уверенность в завтрашнем дне, не беспокоились, что останемся без работы, без высшего образования. Я и жилье бесплатно успел получить. И отдыхать могли с семьей на юге.

После окончания учебы вернулся на “Химпром”, занимался автоматизацией технологических процессов с использованием микропроцессорной техники в цехах № 16, 50.

— Потом экономика встала на рыночные рельсы...

— Как раз при переходе на рыночные отношения “Химпром” столкнулся с финансово-экономическими трудностями. Я перешел во вновь сформированный отдел по управлению собственностью — начальником бюро приватизации, затем работал начальником управления социальных программ, льгот и услуг. К тому времени жилой фонд, детские сады, спорткомплекс, ДК “Химик” завод передал городу, перестал строить жилье. Это было время взаиморасчетов и неплатежей: трубами засчитывали платежи ЖКХ своих работников. Правда, удавалось содержать детский оздоровительный лагерь, санаторий-профилакторий.

— Как пришли на МУП технической инвентаризации?

— Это было в 1999 году, когда на предприятии сложилась непростая финансовая ситуация: расчетный счет был заморожен. И меня пригласили возглавить муниципальное предприятие технической инвентаризации. Согласился.

— Когда речь идет о предприятиях, мы говорим о “перспективах развития”. Такое словосочетание уместно для МУП ТИ?

— Конечно. Развитие подразумевает улучшение качества обслуживания граждан. Много слышим об электронных услугах. А договоры приватизации 90-х годов составлены на печатных машинках. Это сейчас персональные компьютеры, которые объединены в сеть. Мы разработали специальную программу, обучили специалистов, теперь клиент пишет одно заявление на приватизацию имущества, а на выдачу технического паспорта его уже не нужно.

С 1 марта нынешнего года вступили в силу изменения в Закон РФ “О государственном кадастре недвижимости”, которые позволяют гражданину подавать документы на постановку на кадастровый учет и на регистрацию прав на недвижимое имущество одновременно. Раньше ему пришлось бы обращаться четыре раза, сейчас два. Правда, мы по такой схеме работаем уже давно. Это выгодно не только людям, но и предприятию, поскольку сокращаются затраты, в конечном итоге удешевляется стоимость услуг. Подобного можно достичь лишь благодаря автоматизации.

Следующий этап развития — предоставление услуг в электронном виде. Для решения задачи и создается в городе многофункциональный центр. Там, в одном месте, можно будет получать все государственные и муниципальные услуги.

— На рынке услуг вы монополисты?

— Вовсе нет. Аккредитацию на техническую инвентаризацию в Чувашии имеют 24 организации. Есть они и в Новочебоксарске.

— В конце прошлого года ваше предприятие работало в напряженном режиме. Как сейчас?

— Если тогда принимали в среднем в день по тридцать дел, то сейчас по два. Мы предполагали, что так будет. В феврале уволили шесть человек, предстоит сократить еще. Но мы с ними поддерживаем связь, ведь они высококвалифицированные специалисты, могут понадобиться предприятию вновь.

— Новочебоксарску полвека, многие квартиры инвентаризированы в 60-е годы. Нужно ли их обмеривать еще раз?

— Жилищные предприятия получали технические паспорта многоквартирных домов именно в те годы. По ним и сегодня начисляют плату за техническое обслуживание, считают площади мест общего пользования. Конечно, от точности измерений зависят интересы и собственников, и управляющих компаний.

До мая прошлого года законодательством предусматривалась плановая инвентаризация объектов недвижимости раз в пять лет. Теперь это мероприятие отдано на усмотрение собственников.

Повальная инвентаризация показала, что в 96 процентах случаев ничего не изменилось. Однако надо иметь в виду, что с появлением рынка жилья квартиры покупаются-продаются, а новые хозяева нередко их перепланируют, причем несанкционированно. Когда перепланировка незаконная, собственник обязан привести квартиру в первоначальное состояние или узаконить ее. Иначе можно остаться и без недвижимости, особенно если разрушены несущие конструкции.

К слову, работу эту нельзя производить в ночное время и в выходные. К нарушителям спокойствия соседей можно применить административные меры наказания.

— Визитная карточка вашего предприятия?

— Его сотрудники. Коллектив в основном женский. В нестандартной ситуации быстрее справляются именно они. Возможно, у них по-иному устроены серые клеточки. Но мы распределяем объем работ между всеми равномерно. Иначе это будет несправедливо, ведь у нас сдельная оплата труда.

— Вы хоть и руководитель, но относитесь к той категории, которая составляет наименьшее количество в коллективе. Охарактеризуйте себя.

— Я по знаку зодиака Скорпион, а родился в год Дракона. И все, что приписано этим животным, в большинстве своем относится и ко мне. Я вспыльчив, но отходчив. Умею быстро принимать решения, грамотный, имею в виду специалист. Знаю, взрывной характер не лучшее, что есть во мне, но что поделать. Приходится мириться с этим и домочадцам, и сотрудникам.

— Что значит для вас выражение “Знание — сила”?

— Наверное, век живи — век учись. Второе высшее образование по специальности “Оценка бизнеса” получил в 40 лет. Диплом защитил по оценке деятельности своего предприятия. Он дался мне нелегко, пришлось перелопатить гору литературы, чтобы наравне спорить с профессорами. Учиться нужно всегда, однако приобретать новые специальности, профессии лучше в молодом возрасте.

— Оценщик, значит, аудитор?

— Аудитор — это, скорее, бухгалтер. Кстати, бухгалтер — не тот человек, который считает. Во всем мире бухгалтер анализирует данные и дает свои предложения по развитию бизнеса. Анализ способствует выявлению слабых мест, что очень важно.

— Не думали заняться собственным бизнесом?

— В бизнесе я не новичок. Если когда-нибудь вы увидете Сироткина-бизнесмена, то наверняка бизнес будет связан с недвижимостью. Однако надо учесть, что данный рынок уже сформирован. К тому же для собственного бизнеса нужны свободные средства. Можно идти по другому пути — через управление.

— Карьера для вас...

— ...прежде всего работа. Она для того, чтобы получить удовлетворение. Оставил первую специальность потому, что понял: для меня важно создавать что-то новое. Тем более тогда был молодым, амбициозным.

— Какая самая большая ошибка в вашей жизни?

— Она была, но не такая уж большая. Я говорил, что не прошел по конкурсу в МГТУ имени Баумана. Анализируя сейчас ту ситуацию, прихожу к выводу, что вполне мог стать студентом того вуза. Тогда команда университета играла в чемпионате Союза по волейболу. И у меня была возможность подойти к тренерам, и вопрос о зачислении был бы решен. Только о таких “ходах-выходах” я не знал.

— Волейбол не забросили?

— Не представляю себя без спорта. Порой так устаешь на работе, но иду на тренировку, а там… покричал, попотел, выплеснул эмоции, и как новенький. Призываю всех заниматься спортом. Это здорово! Тем более у нас замечательная спортивная база. Можно просто побегать в роще. Кстати, с 11 по 14 марта в спорткомплексе проходит ветеранский турнир по волейболу, где я тоже играю в команде Новочебоксарска.

— От чего не отказались бы?

— От обеда. Как говорится, работа работой, а обед по расписанию. Спать ложусь рано, встаю тоже рано, порой в четыре утра. До завтрака просматриваю газеты, документы.

— Себе нравитесь?

— В последнее время отношусь критично. Стараюсь положительные качества искать в других.



"Грани"
11 марта 2010
00:00
Поделиться