Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики

Чувашский напиток развязал китайцу язык

Чувашский напиток развязал китайцу язык

Всю свою жизнь выпускник иняза ЧГПИ посвятил спорту. Это его профессиональная работа, хобби и отдых вместе взятые. Уже много лет Владимир Николаевич не знает, что такое отпуск, выходные дни. Летом разъезды по миру, завершается сезон — надо готовиться к новому. Вот и нам удалось застать и пообщаться с ним за привычным воскресным занятием.
Морозным днем на велотрассе, сооруженной по ул. Пирогова, два десятка парней и девушек на байках и кроссовых велосипедах накручивали круги по крутым горкам. “Через неделю первые официальные старты, ребята опробывают трассу”, — пояснил Владимир Краснов.
База велосипедистов расположена в подвальном помещении, такая традиция сложилась с советских времен. Но, похоже, это не смущает ни наставников, ни самих спортсменов, привыкших к бытовым трудностям. В коридоре на стенах множество красочных плакатов с Ириной Калентьевой, Верой Андреевой, другими звездами, которые принесли славу чувашскому спорту.

Маунтинбайк. С чего все начиналось?
— Мы первыми в России начали развивать этот вид спорта, — рассказывает В.Краснов. — В 1992 году провели новогоднюю гонку. Пригласили известных велосипедисток из Самары, Москвы. Трассу подготовили в парке 500-летия Чебоксар. На ней я готовил нескольких своих девушек, членов сборной страны, для участия в “Тур де Франс”. Проходят эти соревнования в основном в Альпах, где во время дождя случается много падений гонщиц. И, чтобы выработать устойчивость, координацию, мы проводили тренировки на ледяной трассе. На ней и состоялись первые состязания по маунтинбайку.
Байков тогда у нас не было, и участницы ехали на обычных велосипедах. Все призовые места выиграли мы. А в 1993-м официально объявили о культивировании в стране нового вида спорта.
В октябре в Москве на Крылатских Холмах состоялся первый чемпионат России, среди женщин победила москвичка Татьяна Карелина. К сожалению, нас не допустили к соревнованиям, так как нужны были специальные горные велосипеды. Мы их не смогли приобрести.
Через год, в 1994-м, заняли весь пьедестал почета, в 1995-м участвовали в чемпионате мира в Германии, где отбирались страны на Олимпийские игры 1996 года.

Как пробивали окно в Европу
— В первое зарубежное турне по Европе мы отправились втроем. Я за рулем обычной “четверки”, девушки — Валя Пазитова и Ирина Калентьева — с велосипедами в задней части салона, из которого убрали сиденья и постелили матрацы. Собирались поначалу съездить только в Польшу на Кубок Ланга — призера в шоссейных гонках на Олимпиаде в Москве. Он проводит ежегодно международные соревнования на свои призы. У соперниц выиграли вчистую, заработали немного денег и двинулись дальше в Чехию.
На чемпионат страны нас допустили, выиграли и там. Потом была Бельгия. Только до­ехали, пришлось стартовать, но без призовых не остались. Из Бельгии в Люксембург. Затем в Испанию. Провели два этапа. Здесь познакомились с удивительным человеком, он нас приютил. Еще в годы гражданской войны в Испании он воевал в одной части вместе с советскими летчиками. Во время второй мировой получил тяжелое ранение. Врачи прописали ему больше двигаться. Он сел на велосипед, стал тренером, открыл отель для спортсменов, в котором на отдых останавливались все великие велогонщики Испании.
Новый знакомый пригласил нас поехать с ним на этапы Кубка Португалии. Это была конечная точка нашего интересного путешествия. Почти три месяца находились в дороге, после чего вернулись домой. Так по всей Европе у меня появились друзья.
Мы еще три сезона колесили по континенту. Ирина прибавляла в мастерстве, становилась сильнее. И впервые на чемпионате Европы в Швейцарии выстрелила — стала бронзовым призером. Затем было много побед на самых крупных турнирах, пришло признание.
— Владимир Николаевич, а как пересеклись ваши пути с Ириной Калентьевой?
— С тренером Вениамином Григорьевым, с которым хотели вместе работать, мы объезжали сельские районы республики в поисках талантливых девочек. В Батыреве заехали к известному педагогу Бородкину. Он нам и порекомендовал Ирину. Училась она в восьмом классе. Родителей пришлось долго уговаривать, мама ни в какую не хотела отпускать дочку в училище олимпийского резерва в Чебоксарах. Но все же удалось убедить родителей, и они согласились на переезд.
— А что в характере Ирины больше всего подкупает?
— У нее сейчас много поклонников, фанатов и в Европе, и в мире. Ее любят за самоотдачу, стойкость, называют солдатом. Она падает, разбивается, но никогда не сходит с дистанции.
Бронзовая медаль на пекинской Олимпиаде ей очень трудно досталась. На тот период Ирина не была готова на все сто процентов. Прибыли мы накануне соревнований, трассу толком не успели изучить. А тут еще организаторы перенесли, чего никогда не бывает, старт на другой день в связи с проливным дождем. Все это сыграло на руку хозяев Игр.
Если бы Ирина ехала в дождь, то однозначно победила бы. Только ценой огромной силы воли на последнем перед финишем подъеме она обошла соперницу и заняла третье место.
В Канаде на чемпионате мира нынешнего года Ирина тоже сотворила маленькое спортивное чудо. Из-за преследовавших травм мы решили, что стоит поберечься и не рисковать, с самых крутых спусков бегом спускаться, а не на велосипеде. Каждый такой переход на бег стоил двадцати секунд потерь. Но Ирина так отработала последние два километра, что с четвертого места переместилась на второе и в итоге уступила только лидеру.
И в Австралии в 2009-м на чемпионате мира Ирина привела зрителей в полный восторг, подкупив всех способностью собраться и победить. На трассе у нее слетела цепь, застряв между рамой и шестеренкой, ей как-то удалось цепь поставить на место. А соперницы тем временем уехали вперед. Три с лишним минуты проигрывала, но круг за кругом обгоняла и обгоняла каждую гонщицу и финишировала первой.
— Подрастают новые Калентьевы в Чувашии?
— Резерв очень мощный растет. Я долго ждал этого времени. Жизнь в стране в целом стабилизировалась, и дети другие выросли. Девочки 1994-1995 годов рождения, думаю, еще громко заявят о себе в спорте. Креативные, четко знают, чего хотят добиться в жизни. С ними интересно работать.
— В Лондоне 2012 года можем рассчитывать на медаль?
— Сейчас только ради этого живу и тружусь. Наступающий сезон станет для нас самым ответственным и важным. На Олимпийские игры, во-первых, квалифицируются страны, и надо попасть в первые восемь лучших, чтобы участвовали два человека, остальные будут иметь по одному спортсмену. Во-вторых, и сами гонщицы отбираются по рейтингу, количеству баллов, набранных на этапах Кубков мира, континента, чемпионатов мира и Европы в течение четырехлетнего цикла. Поэтому сезон начнем очень рано.
Первые международные старты состоятся на Кипре 23 февраля — четыре гонки. Затем полетим в Южную Африку на этап Кубка мира. Предстоят также старты в Англии, Германии, Канаде и США, Италии и Швейцарии. Завершим сезон в сентябре. И везде нужно набирать рейтинговые очки.
Сложно придется Вере Андреевой. Она нынче из молодежной категории переходит в элиту, а там жесткая конкуренция. Ксюша Кириллова, хорошо заявившая о себе в прошедшем сезоне, будет выступать в категории спортсменок до 23 лет.
Надеюсь на юниорок, что их отберут на чемпионат мира и Европы.
— Владимир Николаевич, все ваши девушки помимо занятий спортом и учатся. Как они успевают со всем справляться?
— Учеба — это победа над собой каждый день. После интенсивных тренировок три раза в день, а на сборах четыре раза, не просто заставить себя сесть за книги. Но рано или поздно с большим спортом придется расстаться, и я заставляю учиться, чтобы они приобрели профессию. В пример ставлю Калентьеву, которая всю жизнь учится, поступила в аспирантуру, выучила языки.
— Подопечным позволяете спорить с собой?
— Спорщиков нет, не потому, что меня боятся. Когда возникает необходимость что-то разъяснить, всегда говорю: я прожил большую жизнь, видел многое и знаю, чем может обернуться тот или иной необдуманный поступок. Зачем совершать ошибку?

О китаянках и секретах их подготовки
— Китайские гонщицы не­ожиданно проявили себя на этапах Кубка Европы в Бельгии и Испании, заняли все призовые места. До этого держались в тени. Предолимпийский год, лидеры все в шоке. А китайцы выигрывают и этапы Кубка мира, а в завершение сезона и чемпионат мира в Новой Зеландии. Допинг-контроли чистые, никто ничего не понимает. Только спрашивают: за счет чего?
Всем тренерам известно, что результаты спортсменов зависят от трех составляющих: функциональной, психологической и технической подготовки. Если все в норме, успех гарантирован. Но, оказалось, китайцы ввели еще один тест: эргометрическая подготовка. Полностью изменили систему питания спорт­сменов, чтобы организм не зашлаковывался. А при высоких физических нагрузках это приводит к быстрой утомляемости.
Если китайцы после интенсивной тренировки восстанавливаются через шесть часов и готовы к новым нагрузкам, то нашим спортсменам требуется 48 часов. В результате правильного питания они могут проводить ударные тренировки по четыре-пять часов по пять-шесть раз в неделю, мы не больше двух раз. А по окончании сезона они проходят систему очищения организма от шлаков в специальных центрах.
Все эти секреты мне удалось выведать у старого знакомого, тренера китайских гонщиков, с которым познакомились в 1996 году на соревнованиях. Тогда они только начинали развивать маунтинбайк и расспрашивали о системе нашей подготовки. Общались мы через переводчицу, он не знал английского. Китаец, я его зову Ли, долго отказывался говорить на тему питания и очищения, с них брали расписку о неразглашении. Но после успешного выступления на одном из этапов Кубка его и моей учениц я пригласил Ли к себе в номер, и чувашский бальзам развязал ему язык. Никаких конкретных секретов он, конечно, не раскрыл, но рассказал в общих чертах о методике очищения.
И вот второй год по окончании сезона тоже этим занимаемся. Нашли специалиста, он подготовил методику. Восстановление занимает около полутора месяцев. Ее проходят и Ирина Калентьева, и Вера Андреева, другие мои спортсменки.
— Владимир Николаевич, какие чувства испытали, когда узнали о государственной награде?
— Награду я еще не получил, не знаю, когда и где это про­изойдет. Но если так высоко оценили мой скромный труд, значит, действительно что-то сделал полезное для Отечества.
Не думал, что все так сложится в жизни. В школьные годы увлекался лыжными гонками, велоспортом. В институте в первый же год выполнил норматив мастера спорта. Мы одногодки с Валерием Ярды, нашим прославленным велогонщиком, вместе участвовали в различных соревнованиях.
После учебы хотел связать жизнь с военной карьерой, но меня пригласили на кафедру физвоспитания. Своему тренеру Геральду Илларионову я не мог отказать. Так и остался в велоспорте. Подготовил немало хороших шоссейников. Потом появилось увлечение маунтинбайком.
Я могу быть счастлив, что первую и, надеюсь, не последнюю олимпийскую медаль для России в маунтинбайке выиграла именно моя ученица Ирина Калентьева.
— О чем мечтаете?
— Посидеть с удочкой у реки. С завистью смотрю на людей на льду, проезжая через ГЭС на тренировочную базу в “Росинку”. Но, видимо, это произойдет только после Игр в Лондоне.

* * *

Сегодня маунтинбайк развивается во многих крупных городах России, и популярность его растет. Шоссейные гонки с точки зрения восприятия не столь интересны. Маунтинбайк для зрителей привлекателен экстремальностью, тем, что все перипетии борьбы на трассе (падения, столкновения) происходят на глазах зрителей.
Во всех возрастных категориях лидирующие позиции уже на протяжении пятнадцати лет занимают гонщицы Чувашии.

 



23 декабря 2010
00:00
Поделиться