Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики

Александров Владимир Григорьевич

 

Родился 14 октября 1921 года в селе Красном Сеченовского района Горьковской области.

В шесть лет вместе с родителями приехал в Шумерлю. Окончил 7 классов средней школы № 2, после смерти отца учился здесь же в вечерней школе, которую закончил в 1940 году. Тогда профессия летчика привлекала многих молодых людей. И Володя Александров готовил себя к этой профессии, будучи школьником: по средам и воскресеньям ездил на занятия в Алатырский аэроклуб. Затем учился в Мелитопольском военном авиационном училище.

 С 15 августа 1942 года Владимир Александров на фронте. Из Йошкар-Олы, где он был вначале в запасном полку, переведен в Московскую авиагруппу особого назначения (МАОН). Летал на самолетах У-2, ЛИ-2, Пе-2. Сейчас, вспоминая о полетах с аэродрома Внуково-2 на Ленинград вокруг Тихвина, за линией фронта, он рассказал в одном интервью школьнице из второй школы Гуськовой Ксюше один эпизод. Привожу дословно слова ветерана:

- Страшно было в Ленинграде. Мы ночью прилетели на гражданку (гражданский аэропорт). И тут смотрим: идут трое мальчишек и маленькая девочка. Молодцов, командир нашего корабля, говорит: «Ребята, мы же, кажется, привезли лекарства, свинину, бортпаек, НЗ на город, ведь так? Давайте детей угостим». Он детям шоколад дает, а они говорят: «Нет, дяденька, нам бы хлебца, родимый». Мы даже заплакали тогда с радистом – так нам страшно и горько за них стало..»

Военная судьба летчика Александрова отражена в его личной летной книжке. Как реликвию держу я ее в руках, читаю вновь и вновь, начиная с заглавной корочки: «Летнаб лейтенант Александров». Записи велись красивым, четким почерком самого лейтенанта, проверены и подтверждены печатями и подписями командиров. Записан каждый полет, его направление, задание, время, с точностью до минут, днем или ночью, облачность. Каждый месяц подытожен и заверен подписью начальника штаба второй эскадрильи 72-го Петрозаводского отдельного разведывательного авиаполка майором Ежовым.

Летчик-наблюдатель, воздушный разведчик – одна из самых нелегких и опасных военных профессий. Они всегда шли первыми, нередко рисковали, выполняя боевые задания. В воздушной разведке нужны высокое летное мастерство, отвага и смелость. Эти качества и проявил Владимир Григорьевич Александров, воюя на Западном, Северо-Западном  и Белорусском фронтах.

Командир эскадрильи МАОН капитан Молодцов так охарактеризовал летчика Александрова: «…На самолете ЛИ-2… совершил 14 боевых вылетов, в том числе за линию фронта…Участвуя в боевых заданиях, тов. Александров проявляет находчивость и инициативу…Умело пилотирует в дневных и ночных условиях. Точно и быстро проводит штурманские расчеты…».

Летом 1944 года на Первом Белорусском фронте В.Г. Александров совершил десятки боевых вылетов на разведку. В представлениях к наградам командир полка подполковник Гаврильченко отмечал: «…В каждом боевом вылете летчик-наблюдатель Александров доставляет командованию точные и своевременные разведданные…

20 июня 1944 года, выполняя боевое задание в сложных метеоусловиях, на высоте сто метров, разведал железнодорожные станции Влодава, Брест… После обстрела и повреждения самолета в районе станции Кожечны продолжал производить разведку и точным расчетом времени полета и сокращения маршрута привел поврежденный самолет на свой аэродром.

6 июля 1944 года при разведке аэродрома Лунинец дважды имел встречу с истребителями противника. После ухода от преследования истребителей возвращался к цели и продолжал выполнять задание…

8 июля 1944 года в одном боевом вылете разведал и сфотографировал шесть аэродромов противника. Точность своих разведданных летчик-наблюдатель Александров всегда подтверждает фотографиями…».

К началу 1945 года боевой летчик имел уже медаль «За отвагу», орден Отечественной войны 1 степени и два ордена Красного Знамени, ему было присвоено звание старшего лейтенанта.

Последние месяцы войны. В лётной книжке В.Г. Александрова названия  городов Западной Европы: Познань, Лодзь, Кюстрин, Франкфурт, Эберсвальд, Бранденбург, Мариендорф, Потсдам и много-много других. Цель боевых вылетов – на разведку дорог, аэродромов, железнодорожных узлов. В феврале – разведка автострады Берлина. И еще одно представление к награде – третьему ордену Красного Знамени – от 21 апреля 1945 года:

«… В период с 17 января по 21 апреля  1945 года на самолете Пе-2 произвел 19 успешных боевых успешно выполненных вылетов на разведку войск, ж/д узлов, аэродромов, фотографирование площадей и других объектов противника…

Мат. часть бомбардировочного, стрелкового и навигационного оборудования знает отлично. Техникой самолетовождения владеет хорошо. На выполнение боевых заданий идет с желанием… в воздухе спокоен, работает четко и уверенно.., доставляя командованию ценные сведения о противнике. Старший лейтенант Александров первый сфотографировал г.Берлин, задание выполнил отлично, за что был отмечен в армейской и фронтовой газетах. Дисциплинирован, трезв, идеологически выдержан, морально устойчив, грамотный и культурный офицер».

 «За период Великой Отечественной войны произвел 87 боевых вылетов»,- записал в лётной книжке В.Г. Александрова начальник штаба эскадрильи Ежов. Сам Владимир Григорьевич говорит, что  всего за войну совершил 195 вылетов. Летчик-наблюдатель, старший лейтенант, награжденным пятью орденами (в их числе три ордена Боевого Красного Знамени) и медалью «За отвагу».